Пошаговый план:
как стать инвестором проекта?

Роман Уваров
Сертифицированный бизнес-трекер, основатель Центра бизнес-трекинга "Крылья"
Прежде чем вкладывать деньги в проект, нужно проверить все. Начинающие инвесторы уже на этапе поиска проектов попадают в тупик: какие показатели нужно проверить, какую документацию запросить и вообще какие вопросы нужно задать собственнику, чтобы убедиться в его добросовестности?

В этой статье пошагово разберем каждый этап инвестирования.

Ваша задача: проверить не только сам бизнес, но и его основателя. Нужно помнить, что одно без другого не существует. Да, сам проект может быть перспективным и вполне прибыльным, но от собственника зависит насколько скоро проект добьется успеха.

Сперва об основателе
Разговор с основателем обязателен и лучше не по телефону. Встретиться лицом к лицу вряд ли получится, но видеоконференции в ZOOM - отличная альтернатива. Все уже давно бизнес-встречи перенесли именно туда и вы тоже не бойтесь предложить пообщаться.

На встрече вы должны составить свое мнение об этом человеке, насколько он вам импонирует, его миссия и цели. Ваше решение будет зависеть в итоге от личного впечатления.

Топ обязательных вопросов основателю:
  1. Чем занимался до этого? (какой опыт предпринимательства и его результаты).
  2. Работал до этого в партнерстве?
  3. Привлекал инвестиции в другие свои проекты?
  4. Есть проекты, которые он ведет параллельно?
  5. Может дать контакты инвесторов, с кем сотрудничал раньше?
  6. Как видит развитие компании через 3, 5, 10 лет?
  7. Какие слабые и сильные стороны есть у проекта?

Отмечу, если основатель не может дать контакты инвесторов, с кем сотрудничал раньше, это повод задуматься. Уже можно предположить, что их отношения закончились не на хорошей ноте.

И в целом обратите внимание, насколько основатель серьезно настроен добиться высоких результатов, и какое будущее он хочет для бизнеса.

Презентация проекта
Чтобы вы ближе познакомились с проектом, основатель должен предложить изучить презентацию.

Это важно, так вы визуально посмотрите, как он подошел к подаче проекта, насколько заморочился, чтобы вам все доступно объяснить и показать.

На этапе отбора проектов я видел много недоработанных, сделанных “на коленке” презентаций. Это сильно портит впечатление.

В идеале, что должно быть в презентации, кроме необходимой информации по проекту:
  1. Фотографии. Например, если мы говорим о том же проекте по строительству теплиц, то нужны фото местности, что уже есть на территории, оборудования. Либо визуализации, как теплицы будут выглядеть после строительства.
  2. Инфографики, таблицы. В таком формате может быть показана любая информация: прибыль или другие фин. показатели.
Плохо оформленная презентация = несерьезный подход основателя.

Теперь о проекте
Можно зайти издалека и самому узнать что-то о бизнесе: найти официальный сайт, аккаунты в других соцсетях. Будет отлично, если найдете отзывы.

Цифры
Это все финансовые показатели проекта. Сперва их можно запросить у самого основателя.

Потом нужно обязательно проверить проект на юридическую чистоту:
  1. Запрашиваем ИНН.
  2. Проверяем, были какие-то исковые разбирательства в отношении бизнеса.
  3. Есть ли вообще юридические проблемы.
Еще можно запросить Выписку из банка кредитных историй. Посмотреть, нет ли у него долгов, может он числится в черном списке.

Рынок
Это объем денег, который сможет заработать проект. В презентации проекта обязателен отдельный слайд про рынок, так вы сможете оценить потенциал развития бизнеса.

К слову о конкурентах: нужно узнать Как рынок поделен? На нем много мелких игроков или один большой, который забирает все себе?

Целевая аудитория
У каждого бизнеса есть своя целевая аудитория - те, для кого создается продукт.

Насколько хорошо проект разбирается в своей ЦА?
По каким критериям ее определили?
Она большая или рассчитана на сильно узкий сегмент?
Какую проблему ЦА решает продукт?

MVP - минимально жизнеспособный продукт
Это начальная версия продукта с минимальным набором функций.

MVP даст возможность не тратить ресурсы на ненужные и дорогостоящие функции. И пошагово создать продукт, который будет отвечать потребностям ЦА.

Такой продукт есть у бизнеса?

Команда
Нужно узнать все о штате сотрудников: количество, их компетенции и результаты, каких специалистов в команде не хватает.

Если я не эксперт
Допустим, что вы решили вложится в проект по добыче золота, либо что-то связанное с NFT. Вы совсем в этом не разбираетесь и слабо понимаете, какие показатели нормальны для такого бизнеса.

На первый взгляд может показаться, что проект в целом перспективный, но у каждого бизнеса своя специфика.

Решение: обратиться к эксперту в нужной области, показать документацию и финансовую модель.

Инвестиционное предложение
Последний шаг: изучить инвестиционное предложение и договор.

Основатели, которые рассчитывают на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество предлагают инвестору комфортные условия, разные варианты обеспечения и гарантий.

Какой процент годовых? Сроки реализации проекта? Какой календарь выплат? Есть варианта входа в долю проекта?

Совет: Перед подписанием договора покажите его грамотному юристу.

Итог
Прежде чем стать инвестором проекта нужно проделать объемную работу. Проверить все от А до Я, чтобы в результате вложенные деньги себя оправдали.

Будьте готовы, что проверка займет время. В инвестировании торопиться точно не нужно.

Нас уже более 1000. Вступайте в сообщество инвесторов в Telegram, где мы регулярно публикуем проекты по инвестициям.