Прежде чем вкладывать деньги в проект, нужно проверить все. Начинающие инвесторы уже на этапе поиска проектов попадают в тупик: какие показатели нужно проверить, какую документацию запросить и вообще какие вопросы нужно задать собственнику, чтобы убедиться в его добросовестности?
В этой статье пошагово разберем каждый этап инвестирования.
Ваша задача: проверить не только сам бизнес, но и его основателя. Нужно помнить, что одно без другого не существует. Да, сам проект может быть перспективным и вполне прибыльным, но от собственника зависит насколько скоро проект добьется успеха.
Сперва об основателеРазговор с основателем обязателен и лучше не по телефону. Встретиться лицом к лицу вряд ли получится, но видеоконференции в ZOOM - отличная альтернатива. Все уже давно бизнес-встречи перенесли именно туда и вы тоже не бойтесь предложить пообщаться.
На встрече вы должны составить свое мнение об этом человеке, насколько он вам импонирует, его миссия и цели. Ваше решение будет зависеть в итоге от личного впечатления.
Топ обязательных вопросов основателю:
- Чем занимался до этого? (какой опыт предпринимательства и его результаты).
- Работал до этого в партнерстве?
- Привлекал инвестиции в другие свои проекты?
- Есть проекты, которые он ведет параллельно?
- Может дать контакты инвесторов, с кем сотрудничал раньше?
- Как видит развитие компании через 3, 5, 10 лет?
- Какие слабые и сильные стороны есть у проекта?
Отмечу, если основатель не может дать контакты инвесторов, с кем сотрудничал раньше, это повод задуматься. Уже можно предположить, что их отношения закончились не на хорошей ноте.
И в целом обратите внимание, насколько основатель серьезно настроен добиться высоких результатов, и какое будущее он хочет для бизнеса.
Презентация проектаЧтобы вы ближе познакомились с проектом, основатель должен предложить изучить презентацию.
Это важно, так вы визуально посмотрите, как он подошел к подаче проекта, насколько заморочился, чтобы вам все доступно объяснить и показать.
На этапе отбора проектов я видел много недоработанных, сделанных “на коленке” презентаций. Это сильно портит впечатление.
В идеале, что должно быть в презентации, кроме необходимой информации по проекту:
- Фотографии. Например, если мы говорим о том же проекте по строительству теплиц, то нужны фото местности, что уже есть на территории, оборудования. Либо визуализации, как теплицы будут выглядеть после строительства.
- Инфографики, таблицы. В таком формате может быть показана любая информация: прибыль или другие фин. показатели.
Плохо оформленная презентация = несерьезный подход основателя.
Теперь о проектеМожно зайти издалека и самому узнать что-то о бизнесе: найти официальный сайт, аккаунты в других соцсетях. Будет отлично, если найдете отзывы.
ЦифрыЭто все финансовые показатели проекта. Сперва их можно запросить у самого основателя.
Потом нужно обязательно проверить проект на юридическую чистоту:
- Запрашиваем ИНН.
- Проверяем, были какие-то исковые разбирательства в отношении бизнеса.
- Есть ли вообще юридические проблемы.
Еще можно запросить Выписку из банка кредитных историй. Посмотреть, нет ли у него долгов, может он числится в черном списке.
РынокЭто объем денег, который сможет заработать проект. В презентации проекта обязателен отдельный слайд про рынок, так вы сможете оценить потенциал развития бизнеса.
К слову о конкурентах: нужно узнать Как рынок поделен? На нем много мелких игроков или один большой, который забирает все себе?
Целевая аудиторияУ каждого бизнеса есть своя целевая аудитория - те, для кого создается продукт.
Насколько хорошо проект разбирается в своей ЦА?
По каким критериям ее определили?
Она большая или рассчитана на сильно узкий сегмент?
Какую проблему ЦА решает продукт?
MVP - минимально жизнеспособный продуктЭто начальная версия продукта с минимальным набором функций.
MVP даст возможность не тратить ресурсы на ненужные и дорогостоящие функции. И пошагово создать продукт, который будет отвечать потребностям ЦА.
Такой продукт есть у бизнеса?
КомандаНужно узнать все о штате сотрудников: количество, их компетенции и результаты, каких специалистов в команде не хватает.
Если я не экспертДопустим, что вы решили вложится в проект по добыче золота, либо что-то связанное с NFT. Вы совсем в этом не разбираетесь и слабо понимаете, какие показатели нормальны для такого бизнеса.
На первый взгляд может показаться, что проект в целом перспективный, но у каждого бизнеса своя специфика.
Решение: обратиться к эксперту в нужной области, показать документацию и финансовую модель.
Инвестиционное предложениеПоследний шаг: изучить инвестиционное предложение и договор.
Основатели, которые рассчитывают на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество предлагают инвестору комфортные условия, разные варианты обеспечения и гарантий.
Какой процент годовых? Сроки реализации проекта? Какой календарь выплат? Есть варианта входа в долю проекта?
Совет: Перед подписанием договора покажите его грамотному юристу.
ИтогПрежде чем стать инвестором проекта нужно проделать объемную работу. Проверить все от А до Я, чтобы в результате вложенные деньги себя оправдали.
Будьте готовы, что проверка займет время. В инвестировании торопиться точно не нужно.